Легко ли учиться дистанционно?
Дистанционное обучение вошло в нашу реальную жизнь напористым твердым шагом. Если раньше мы имели возможность выбирать между оффлайн- и онлайн-обучением, то двадцатый год двадцать первого века заставил спешно осваивать digital technologies-and-instrumentation как учеников, так и преподавателей. И, похоже, что полного возврата к формату классического преподавания уже не будет, по крайней мере, в сфере обучения взрослого населения. И причиной этому -не сколько угрозы безжалостных пандемий, а отличная возможность экономить время, ресурсы и затраты обеих взаимодействующих сторон и планировать предстоящий день по своему усмотрению.
Но иногда достоинства онлайн-обучения меркнут перед его недостатками. Любой казахстанский школьник скажет, что оценки его улучшились, но его учитель и родитель понимают, что это, мягко говоря, надутые показатели. Ведь со школьником рядом, в большинстве случаев, невидимый и недосягаемый для учителя подсказчик: папа, мама, старший брат Google, верный товарищ учебник, любимая сестренка шпаргалка. Студенты и другие взрослые ученики также хорошо сдают итоговые тесты, заменяя пап и мам из этого списка товарищами, коллегами, сокурсниками, платными консультантами. Чем может обернуться в ближайшем будущем такое некачественное обучение, например, в ответственных за безопасность дисциплинах, понятно даже несведущему в тонкостях производственной безопасности. Поэтому, качество преподавания курсов по промышленной безопасности в онлайн-условиях приобретет важнейшее значение.
Существует стереотип, что дистанционное образование- это прежде всего, самостоятельная работа, и также существует формат дистанционного образовательного портала в виде онлайн-платформы, куда выкладывается теоретический учебный материал, практические задания для выполнения и экзаменационное проверочное задание. Такая образовательная технология приемлема для курсов по саморазвитию, приобретению индивидуальных практических навыков, для студентов и для определенного типа людей с жесткой самодисциплиной и тягой к самостоятельному добыванию знаний. В сфере обучения по промышленной безопасности, безопасности и охраны труда эта технология имеет право на существование в том случае, когда это обучение повторное/refresher training (из года в год- одно и тоже). Человек, впервые проходящий обучение по промышленной безопасности и, при этом, не обладающий усидчивостью, самодисциплиной, а также не признающий важность этого обучения, заходит на платформу дистанционного обучения лишь для того, чтобы отметиться в ней своим присутствием для отчетности, а для сдачи экзаменационного теста отправит логин и пароль надежному (платному/бесплатному) знакомому-специалисту. И вуаля, обучение пройдено, «корочка» в кармане.
А ведь человеческий фактор в создании производственной аварийной ситуации одна из ключевых ее причин.
Так как же обеспечить качество онлайн-обучения именно в нашей сфере? Ответ прост: живой контакт ученика с учителем. Видеоконференции Zoom, Skype, Google Meet, Discord и т.д: осваиваем и общаемся. Виртуальные доски Stormz.me, Miro.com, Zoom.us, Mentimeter.com, Jamboard.com, Padlet.com и т.д: осваиваем и пользуемся для совместной или командной работы. Создаем онлайн-трансляции (стриминг) в Facecast.net и Youtube.com. Конструируем онлайн-сессии на sessiondesign.ru. Весь цикл Колба можно реализовать посредством digital – инструментов!
Живой интерактивный урок захватит внимание ваших слушателей и поможет удержать его, какой бы сложной ни была тема изучения. Грамотная разбивка учебной темы на модули, использование всех методологических приемов обучения, максимум практической отработки плюс ваше живое внимание, эмоции и интерес к каждому частнику сделают ваш курс интересным, полезным и эффективным! Удачных вам тренингов, коллеги!